Итоги среди 5-6 классов.
1) Кто для вас авторитет?
89% - родители,
3% - друзья,
1% - учителя,
7% - никто.
2) К кому вы пойдете, если случится неприятность?
70% - к родителям,
25% - к друзьям,
2% - к учителям,
3% - другой вариант.
3) Как вы относитесь к курению?
85% - категорически против,
5% - это не для меня,
19% - мне все равно,
1 человек - я курю.
4) Как вы относитесь к спиртному?
60% - категорически против,
30% - никогда не пробовал,
5% - пью дома на праздники,
5% - другой вариант.
5) Как вы относитесь в наркотикам?
100% - не пробовал и не буду. 6) Как вы считаете, почему молодежь начинает курит, пить, употреблять наркотики?
70% - доказать свою взрослость,
15% - любопытство,
5% - способ расслабиться,
5% - не хотят выделяться,
5% - уходят от решения проблем.
7) С помощью каких мероприятий можно защитить подростков от пагубных привычек?
50% - организация психологической помощи,
20% - уроки по профилактике вредных привычек,
20% - разработка и демонстрация наглядных материалов,
10% - другой вариант.
8) Что такое на ваш взгляд здоровый образ жизни?
50% - не пить, не курить, заниматься спортом, не употреблять наркотики, полноценно питаться,
40% - заниматься спортом,
5% - не пить,
5% - не курить.
9) Если бы вы узнали, что ваш друг (подруга) употребляет наркотики, вы:
75% - постарались помочь бросить,
15% - прекратили дружбу,
10% - продолжали дружбу.
10) Наркотик делает человека свободным?
99% - нет,
1% - да.
11) Наркотик избавляет от обыденности жизни?
89% - нет
1% - да.
12) Если бросать курить, то лучше:
50% - постепенно,
47% - сразу,
3% - бросить невозможно.
13)В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании?
85% - да,
15% - нет.
ИТОГИ 7-8 классы
1) Кто для вас авторитет?
70% - родители,
5% - друзья,
5% - учителя,
10% - свой ответ,
10% - никто.
2) К кому вы пойдете, если случится неприятность?
45% - к родителям,
25% - к друзьям,
1% - к учителям,
12% - к родственникам,
17% - другой вариант.
3) Как вы относитесь к курению?
56% - категорически против,
38% - это не для меня,
15% - мне все равно,
1% - я курю.
2% - свой
4) Как вы относитесь к спиртному?
50% - категорически против,
16% - никогда не пробовал,
15% - пью дома на праздники,
4% - пью с друзьями
15% - другой вариант.
5) Как вы относитесь в наркотикам?
98% - не пробовал и не буду,
1% - их употребление в наше время,
1% - свой вариант.
6) Как вы считаете, почему молодежь начинает курит, пить, употреблять наркотики?
75% - доказать свою взрослость,
10% - любопытство,
5% - способ расслабиться,
4% - уходят от решения проблем.
6% - свой вариант.
7) С помощью каких мероприятий можно защитить подростков от пагубных привычек?
30% - организация психологической помощи,
10% - уроки по профилактике вредных привычек,
40% - разработка и демонстрация наглядных материалов,
20% - другой вариант.
8) Что такое на ваш взгляд здоровый образ жизни?
80% - заниматься спортом,
9% - не пить,
10% - не курить.
1% - полноценно питаться.
9) Если бы вы узнали, что ваш друг (подруга) употребляет наркотики, вы:
70% - постарались помочь бросить,
25% - прекратили дружбу,
4% - продолжали дружбу.
1% - попросили дать попробовать.
10) Наркотик делает человека свободным?
98% - нет,
2% - да.
11) Наркотик избавляет от обыденности жизни?
92% - нет
8% - да.
12) Если бросать курить, то лучше:
40% - постепенно,
50% - сразу,
10% - бросить невозможно.
13) В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании?
80% - да,
20% - нет.
Анализ результатов анкетирования обучающихся 5 - 8 классов по теме «Профилактика пагубных привычек», составленный психологами Гимназии Гусловой И.В. и Ивановой А.В.
Результаты ответов на первый вопрос «Кто для вас авторитет?» в обеих возрастных группах (5-6 и 7-8 классы) показывают, что для подавляющегося большинства обучающихся главным авторитетом являются родители (89% и 70% соответственно). Отсюда следует вывод, что основным фактором в воспитании отношения к пагубным привычкам является позиция родителей.
Ответы на второй вопрос «К кому вы подойдете, если случиться неприятность?» достаточно различаются. Если в группе 5-6 классов к родителям подойдут 70%, а к друзьям 25%, то в группе 7-8 классов к родителям подойдут 45%, к друзьям – 25%. Это говорит о том, что у большинства детей потерям эмоциональный контакт с родителями. Поэтому основные воспитательные моменты в формировании отношения к пагубным привычкам необходимо закладывать до 5 – 6 класса, пока дети делятся своими переживаниями. Родителям необходимо стараться не потерять контакт с ребенком, показывать пример в отношении «вредных привычек».
Как показали ответы на третий вопрос «Как вы относитесь курению?» подавляющее большинство обучающихся в той и другой возрастной группах около 90% отрицательно относятся к курению («категорически против», «это не для меня»). Честно сознался в том, что он курит только один человек в группе 5-6 классов, и примерно 5 человек к группе 7-8 классы. Хотя, на наш взгляд, их больше. Ответы на четвертый вопрос «Как вы относитесь к спиртному?» показали, что 90% обучающиеся 5-6 классов относятся отрицательно («категорически против», «никогда не пробовал»), а 10% - уже пробовали спиртное, и не против него («пью дома на праздники»). В группе 7-8 классы 66% против спиртного, а 34% - выпивают дома по праздникам, или с друзьями, или в других ситуациях.
Как показали ответы на пятый вопрос «Как вы относитесь к наркотикам?» подавляющее большинство обучающихся гимназии относится к наркотикам отрицательно.
Ответы на шестой вопрос «Почему молодежь начинает пить, курить, принимать наркотики?» показали, что большинство детей считают, что главная причина – доказать свою взрослость (70% и 75% соответственно), а 15% (5-6 классы) и 10% (7-8 классы) из любопытства.
Вопрос №7 «С помощью каких мероприятий можно защитить подростков от пагубных привычек?». 50% обучающихся 5-6 классов считают через организацию психологической помощи, а 40% - через уроки по профилактике и демонстрацию наглядных материалов. В группе 7-8 классов 60% считают, что необходимы уроки по профилактике и только 30% - организация психологической помощи.
Для большинства обучающихся 5-8 классов здоровый образ жизни – это отсутствие вредных привычек и спорт.
Вопрос №9 «Если вы узнали, что ваш друг(подруга) стали употреблять наркотики?». 75% (5-6классы) и 70% (7-8 классы) детей попытались бы помочь. 15% и 20% детей прекратили бы дружбу.
Подавляющее большинство детей не согласны с тем, что наркотик делает человека свободным и избавляет от обыденности жизни, а 1-2% (5-6 классы) и 2-8% (7-8 классы) соответственно, считают, что наркотики дают свободу. Это дети «группы риска»
В ответах на вопрос №12 «Если бросать курить, то лучше…» 3% обучающиеся 5-6 классов и 10% 7-8 классов, считают, что бросить невозможно. 50% и 40% соответственно – постепенно, 47% и 50% - считают, что можно бросить сразу. На последний вопрос подавляющее большинство детей ответили, что существуют эффективные методы лечения наркомании (85% и 80% соответственно), а 15% и 20% - настроены более пессимистически и считают, что нет эффективных методов лечения. Таким образом, анализируя представленные данные анкетирования можно высказать следующие предположения:
- среди гимназистов существует группа риска (до 10% по наркомании, до 20% по курению, до 30% по употреблению спиртного);
- работу по профилактике вредных привычек необходимо продолжать, искать новые подходы и пути в этой работе, останавливаться нельзя;
- отношение наших гимназистов к наркотикам более критическое и негативное.
Опасность же употребления спиртного и курение многими обучающимися недооценивается и считается допустимым (возможно из-за примера родителей, родственников и друзей).
Просматриваются некоторые возможные пути профилактики и коррекции вредных привычек в нашей гимназии:
- подробное разъяснение того, что на самом деле употребление наркотиков, спиртного и курение свидетельствует не о взрослости, а о «детскости», личностной незрелости и неспособности справляться с жизненными трудностями;
- проведение занятий, бесед с координатами и телефонами конкретных служб и специалистов на тему «кто, где и чем может помочь человеку отказаться от употребления спиртного, курения и наркотиков в нашем городе», «чем может помочь и чем рискует друг, решивший помочь»;
- организация возможности для обучающихся анонимно проконсультироваться у хорошего медицинского психолога или нарколога по вопросам вредных привычек, возможно вариант «телефона доверия»;
- проведение занятий и классных часов на тему «способы снятия напряжения», «способы борьбы со стрессом и преодоление жизненных трудностей»;
- привлечение родителей к организации и проведению акций и мероприятий по профилактике вредных привычек.